Для родителей будущих первоклассников год перед поступлением
ребенка в школу полон забот и проблем, и это естественно. Ведь надо
многое понять и решить:
— готов ли мой ребенок к обучению в школе;
— в какую школу отдать;
— какую программу лучше выбрать для обучения ребенка;
— что должен уметь ребенок, чтобы его взяли в выбранную вами школу;
— что должны делать родители (какие меры предпринять), чтобы
облегчить ребенку обучение в первом классе;
— роль первого учителя в жизни ребенка и его семьи.
Вот неполный круг вопросов, которые волнуют
родителей.
Многие родители уверены, что основная подготовка заключается в
том, чтобы еще до школы обязательно научить малыша читать, писать и
считать. Однако не это является главным.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на состояние
здоровья вашего малыша. Многолетний опыт врачей, физиологов, гигиенистов
доказывает, что дети ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические
заболевания с трудом переносят новый непривычный режим и учебную
нагрузку.
Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать,
считать и писать
Быть готовым к школе — значит
быть готовым
всему этому научиться.
Л.А. Венгер, А.Л.
Венгер
Ребенок должен быть готов к новому этапу
жизни и новому
виду деятельности — учебной.
Для успешного обучения в школе к
моменту поступления ребенок
должен иметь определенный уровень физической, личностной, умственной
зрелости.
Личностная
готовность ребенка к
обучению предполагает:
— умение правильно строить свои отношения со взрослыми;
— умение обращаться со сверстниками;
— отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
Статус школьника — это качественно
новая ступень в жизни
ребенка. Психологическая готовность к учебной деятельности,
сформированное желание учиться — вот самое главное при переходе
в это качество.
Фундаментом успешной учебной
деятельности являются хорошо
развитые познавательные процессы: мышление, память, речь,
восприятие, внимание, работоспособность. Так называемые
«школьно- значимые функции», без которых не может быть успешного
обучения по любой из программ, помогут ребенку привыкнуть к
систематическому обучению, а значит, комфортно чувствовать себя в школе.
К этим функциям относятся:
— развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкая моторика).
Эта
функция одна из самых важных. Чем лучше развита мелкая мускулатура
пальцев, тем успешнее будет учиться ребенок в школе.
Развитие руки связано и с развитием определенных центров мозга; —
умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево — право,
верх — низ, центр;
— умение действовать по правилам;
— умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать
полученную информацию;
— понимать и удерживать в памяти инструкцию учителя и правильно
выполнять ее;
— умение организовать свою деятельность.
При подготовке ребенка к школе
особое внимание надо уделить
развитию речи, а именно:
— качеству звукопроизношения (все ли звуки выговаривает ваш ребенок
и произносит без дефектов);
— умение строить предложение, не нарушая связи слов в нем;
— правильному употреблению предлогов;
— умению отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу,
стихотворению;
— составлению предложений по одной картинке и рассказу по серии
сюжетных картинок.
Перед школой ребенка полезно показать
логопеду,
так как очень часто, привыкнув к речи своего малыша, родители не слышат
имеющихся нарушений и дефектов.
К моменту поступления в школу ребенок
должен достичь зрелости
не только в физическом и социальном отношении, но и определенного уровня
умственного и эмоционально — волевого развития.
Учебная деятельность требует
определенного запаса элементарных
понятий и знаний об окружающем мире. Ребенок должен уметь обобщать и
дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою
деятельность и осуществлять самоконтроль — то есть владеть мыслительными
операциями.
Подготовка детей к школе
Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе
1. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня
вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
2. Чтобы ребёнок
умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши
словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими,
доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка
будущими трудностями в школе!
3. Перед школой и во время учёбы
проверяйте зрение и слух ребёнка.
4. Подготовка к чтению: 6-7
летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут
слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую
разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте
это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом,
произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает
артикуляционный аппарат.
5. Подготовка к письму: ручку ребёнок
должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените
обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена
сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой
стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего
письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и
от чтения.
6. Подготовка к грамматике: ребёнок может легко
выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не
путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так
же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы
"кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен
расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его
умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с
ним!
7. Подготовка к математике: успешность в этом предмете
зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому
помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз",
"вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше",
"старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы
в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Запомните: При
подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и
понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно
делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть
ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими,
ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это
при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение
будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.