Выпускной
класс: алгоритм выживания
Последний
школьный год — серьезное испытание для подростков.
У них еще и трудный возраст не прожит: гормональные
всплески, желание отстаивать свою независимость, страх перед будущим, перепады
настроения. Они еще не очень-то и понимают,
кто они такие, чего хотят в жизни. А перед ними стоит
сложнейшая проблема: найти свое место в большом мире, совершить выбор,
от которого во многом зависит будущее. И так мало опыта, мудрости,
сил. Это как раз то время, когда родителям следует
максимально поддержать своего ребенка, помочь ему выстроить такую
стратегию действий на ближайшие девять месяцев, чтобы и желанные цели
оказались достигнуты, и запасы здоровья, как морального, так и физического,
не истощились.
Шкала
ценностей
За год очень много важных событий произойдет
в жизни вашего ребенка. Любовь, дружба, победы, предательство, обиды,
ссоры, примирения… Окончание школы, поступление в вуз - лишь часть
жизни. Это важно понимать и родителям, и ребенку. Тогда меньше
будет взаимных претензий, больше спокойствия в семье.
На первом месте — здоровье. Затем личная
жизнь. В 17—18 лет она очень интенсивна,
и это нормально. Время, проведенное с друзьями,
в разговорах по телефону, в чате — это не безделье.
Каждому человеку, особенно несовершеннолетнему, иногда полезно забыть
обо всех делах и обязанностях и от души «оторваться» —в
спортзале, на стадионе, на дискотеке, с друзьями на природе.
Если вы тоже дружите с ребенком, возьмите за правило хоть
раз в месяц, в четверть устраивать семейный выезд на дачу,
на шашлыки, в ближайший парк. Работа должна чередоваться
с праздниками. И чем напряженнее работа, тем веселее отдых.
Далее увлечения. Музыка, спорт, история, ролевые
игры — что угодно. Последний школьный год — вовсе не повод
забывать об удовольствиях. Хобби — отличная профилактика стресса, источник
сил и вдохновения, уверенности в себе. И наконец, школа.
Хорошо, если это подмога на пути к цели и там —
знающие умные педагоги, дружный класс. Увы, бывает, что школа
не помогает, а мешает ребенку учиться в этот последний год.
Каждый преподаватель что-то требует, химик, физик, историк, литератор… Конечно,
аттестат нужен. Но стоит хотя бы дома снизить требования. Чуть меньше
внимания оценкам, пусть даже по профильным предметам. Требования школьного
учителя не всегда совпадают с тем, чего хочет вуз. Иногда,
как ни непедагогично это звучит, можно пропустить день-два.
Есть ли
у вас план?
Какая же работа без него? Запаситесь
различными программами — школьными, вузовскими, а также вариантами
тестов, экзаменационных заданий. Прикиньте объем работ. Посоветовавшись
с педагогами, обозначьте трудные и легкие разделы. Поделите все,
что предстоит выучить, на количество недель, выкинув заранее
нерабочие дни и каникулы. Оставьте последние дни перед
экзаменами на повторение.
Составьте вместе с ребенком множество планов:
на год, на месяц, на ближайшую неделю. Напишите и развесьте
их по квартире, время от времени вносите коррективы,
торжественно уничтожайте (или отправляйте на почетное хранение)
выполненные планы. А если произошел сбой — не трагедия.
Посоветуйте подростку не садиться за стол
с размытой целью «немного позаниматься» или «заняться повторением». Лучше
ставить перед собой четкую задачу: «дочитать до конца главы».
И поощрять себя ежедневно за ее выполнение.
Поделитесь с ребенком собственным опытом
подготовки к экзаменам. Покажите, как подчеркивания в учебнике,
пометки на полях, собственноручно составленные схемы, таблицы помогают
запомнить и структурировать материал. Научите составлять шпаргалки.
Не обязательно пользоваться ими на экзаменах. Пока ученик будет
выписывать самое существенное, искать точные формулировки,
он все и так запомнит.
Можно подсказать подростку идею завести дневник.
Сначала просто как органайзер: фиксация того, что сделал, планы
на завтра. Потом как средство излить душу, снять напряжение.
А там, глядишь, ребенок втянется, привыкнет размышлять, обдумывать свою
жизнь, описывать ее. Хорошая привычка.
Если вы знаете, жаворонок ваш ребенок или
сова, помогите ему спланировать рабочий график с учетом этих
особенностей. И не старайтесь приучить полуночника работать
на рассвете. Если вы точно не знаете, когда ребенку легче
работается, учтите: у большинства людей пики суточных биоритмов приходятся
на периоды с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00.
продолжение следует...
|